21 января в Беларуси стартовало досрочное голосование на выборах президента. В 2025 г. это главное политическое событие для республики. Прошлые президентские выборы отметились масштабными провокациями со стороны Запада и массовыми беспорядками. События 2020 г. дали импульс изменениям в Конституции Беларуси и поставили на первый план защиту суверенитета и безопасности страны. О главных изменениях, произошедших с тех пор, и особенностях нынешних выборов «Евразия.Эксперт» поговорил с депутатом Палаты представителей Национального собрания Беларуси третьего и четвертого созыва Александром Шатько.
– Александр Викторович, 26 января в Беларуси состоятся выборы президента. Каковы особенности данных выборов?
– Мы прошли очень сложный для Беларуси – и для политической системы, и вообще для понимания гражданского общества – 2020 г. Мы многому научились, по многим вещам сделали работу над ошибками, много поработали с молодежью, с будущими избирателями. На сегодняшний день произошло достаточно много важных изменений, в том числе и в Конституции, и в других законодательных актах различного рода. Мы входим в более-менее осознанную, спокойную зону выборов.
По-другому уже думает молодежь. Есть примеры соседней Украины и ее политической нестабильности. Есть понимание мировой политической нестабильности и опасения людей также попасть в нестабильность, сделав неправильный выбор, как нам рекомендуют западные эксперты, и поменяв политическую систему. К тому же, мы видим угрозы на нашей границе, насколько нас сейчас не просто пугают, а сосредотачивают глобальные военные контингенты.
Мы выбираем не просто какого-то непонятного человека, а лидера. Лидеру в этот тяжелый промежуток времени придется достраивать ту систему, которая была заложена. У нас есть общее благосостояние нормального уровня, мы гордимся этим. Но все это можно потерять в один день, поэтому выборы, я надеюсь, пройдут спокойно, ровно и с осознанием того, что мы делаем, кого мы выбираем и для чего.
– В чем ключевые отличия данной кампании? Какие уроки были извлечены из событий 2020 г.?
– В 2020 г. мы мало обращали внимания на глубину вопроса о выборах. Не было четкого понимания идеологических основ и политических устремлений нашей молодежи. Мы, наверное, особо не заботились о различных форматах работы с молодежью. Все было достаточно стабильно и достаточно стандартно. Так, как мы делали не один год до этого.
После 2020 г. наступило понимание, что надо менять работу с молодежью, векторы этой работы. Мы больше стали обращать внимание на потребности молодых людей в плане информации, участия в различных массовых мероприятиях, волонтерских движениях. У нас появилось много различного рода длинных акций, где молодежь сама их готовит, и сама проводит. Не просто выходят где-то помахать флагом, а именно организовывают, участвуют и проводят масштабные мероприятия.
Мы не просто пишем и говорим: «Я люблю тебя, моя синеокая Беларусь», а действительно гордимся тем, что наша страна великолепная, замечательная, и мы ее делаем руками тех же молодых людей, которые живут в этой стране. Наверное, это только начало пути. Понятное дело, за эти пять лет это все в идеале не сделаешь. Понадобится пройти достаточно длинный путь в и 10, а то и 15 лет, но, тем не менее, процессы пошли, и они дают положительные результаты.
– Какую роль в стабилизации ситуации после 2020 г. сыграло укрепление отношений с Россией, развитие интеграционных процессов в экономике?
– Наконец-то наступило понимание, что заниматься дрязгами, выражением недовольства друг на друга на пустом месте, выстраивая какие-то бизнес-схемы и бизнес-отношения, уже нет никаких ни сил, ни возможностей, ни желания. Поэтому сегодня мы не просто дружим с Россией – мы единое целое и в плане обеспечения обороноспособности, и в плане подготовки специалистов, и в плане интеграции наших систем юридических, экономических, ну и в принципе соседских, дружеских отношений.
Понимаем, что, живя вместе, сможем добиться гораздо большего. К тому же, надо учитывать, что Беларусь – интернациональная республика. У нас нет ненависти к русским, украинцам, казахам, туркменам. Мы любим всех и готовы принимать всех, но Россия для нас – не просто партнер и близкий друг, это семья.
– Текущие выборы ознаменовались неприкрытыми попытками вмешательства Запада в выборы, активностью «беглой оппозиции» в соцсетях. Как Беларуси удалось отразить эти попытки?
– Попытки влияния извне продолжаются. Мы видим, что наши выборы не признал ряд стран. Хотя выборы еще не наступили, даже досрочное голосование не началось, они уже признаны этими странами несостоявшимися, нелегитимными.
Мы зовем наблюдателей и сотрудничаем с теми странами, которые считаем дружескими, то есть теми, которые входят в наши объединения, теми, где работаем мы. Людей, которые «качали» в 2020 г. Беларусь, представительств иностранных государств, на территории страны уже нет. Мы прекрасно понимаем, как они это делали. Мы четко знаем все сценарии «цветных революций». И, конечно же, я надеюсь, что это влияние извне будет минимизировано, в том числе и в социальных сетях.
– Какое звучание приобрела внешнеполитическая повестка в риторике кандидатов на пост президента Беларуси? Какая роль во внешней политике отводится России, развитию Союзного государства и Евразийского экономического союза?
– Мы прекрасно понимаем, что в период глобальных санкций – а против Беларуси они такие же, как и против России, поскольку мы дружеские страны – выжить в одиночку невозможно. Поэтому международная политика, политика тесного сотрудничества в дружеских блоках, конечно же, у каждого кандидата на пост президента присутствует в большом объеме, потому что внешний фактор очень важен.
Понятное дело, мы развиваем и политическую систему, пусть не так быстро, как, допустим, та же Россия в свое время. Тем не менее, мы видим, что у нас есть представители всех партий, которые есть в республике. У народа есть выбор. Но каждый из кандидатов понимает, что повестка сотрудничества со странами БРИКС и ШОС, разных других объединений, сейчас жизненно важна. И особенно, даже в первую очередь, России и Беларуси важно развиваться в формате Союзного государства.
Беседовал Владимир Крапоткин
корреспондент Eurasia.Expert.